Франция: февраль 2012, окончание гастролей Пермского балета. Путевые заметки.

Сегодня немного вне формата: не отчет, а путевые заметки. Не судите строго.

1.

Утром вылетел в Париж. Сижу в Шереметьево, ожидаю посадки на самолет. До Москвы долетел замечательно, из минуты в минуту. Покупаю виски и сигареты. Все равно во Франции буду курить — так хоть подешевле. В аэропорту Шарля де Голля меня должен встретить Бертран, ассистент [импресарио этих гастролей] сестер Грубер. Очень на это надеюсь, так как из аэропорта я должен выехать поездом в город  Жуэ-Ле-Тур.

Париж. Сидим вместе с Бертраном в аэропорту, ждем поезда. Ждать надо более 2,5 часов. Во Франции солнце, все красиво, но прохладно, температура + 3 градуса.

Скорый поезд Париж — Бордо. За окном мелькает Франция: пожухлая трава, голые деревья, но поля уже местами зеленые, видимо, это озимые взошли еще осенью. Скорость обалденная — километров 230-250 в час. Хотел поспать, но когда пролетает встречный поезд, от неожиданности  вздрагиваешь, и сон как рукой снимает.

Через 2 часа мы на месте. Беру такси — и минут через 20 уже в отеле. Располагаюсь в номере. Номер приличный, просторный, с видом на типично сельский французский пейзаж. Маленькие одно- и двухэтажные домики с трубами, из которых идет дымок. Вдали красивое озеро, летают утки, за озером густой лес. Идиллия, одним словом.

Распаковал багаж. Хорошо, что сувениры не разбились: купил сестрам Грубер, Антуану, Ги и Жан-Жаку подсвечники из селенита.

Минут через 30 приезжает труппа. Радостная встреча, объятия и поцелуи.  Идем смотреть театр.

Он оказался прямо в гостинице. Или скорее, наоборот, гостиница при театре. Удачно решена архитектура: театр размещен на склоне небольшой горы, из-за чего его с главного входа не видно. Сцена и колосниковая решетка расположены у подножия горы. Зал мест на 1400-1500. Театр носит имя министра культуры Андре Мальро, который инициировал постройку театров не в центрах городов, а на периферии — по типу наших дворцов культуры в микрорайонах города.

Вечером недолго сидим, обсуждаем гастроли. Впечатление у всех приятное. Надо отдать должное, тур по Франции организован великолепно. Залы везде полные, прием хороший, единственное замечание — долгие переезды по стране.

День был ужасно длинный. Спать хочется смертельно. Отбой в 23.00 — в Перми уже 4 часа утра. Ровно сутки, как не спал.

2.

Подъем в 8 утра. Тихая погода, поют птицы. Хорошо выспался. Правда, опять сильный свист в ушах. Видимо, надо привыкать к тому, что после перелетов такой синдром «кузнечиков» будет настигать постоянно.

Вечером балет «Лебединое озеро». Непривычно, что вечерние представления здесь начинаются в 20.30 или в 21.00. Опять хочется спать. Воспользовался началом I акта и немного вздремнул.

Танцуют Инна Билаш и Никита Четвериков. Удивительно изящная пара! Олег Романович [Левенков] и Ольга Ивановна [Лукина] в один голос говорят, что у них большое будущее. Инна хрупкая, как стеклянная статуэтка. Вся светится. Правда, мне не хватило у нее эмоций. Олег говорит, что это он ее немного придавил, так как на прошлом спектакле жизни и любви было через край. Посмотрим, как дальше.

Театру очень повезло, что появился Никита. Если парень не зазвездит и, бог даст, не травмируется, то в ближайшее время мы получим новую звезду Пермского балета.

Приятно сознавать, что сейчас в труппе есть три взаимозаменяемых пары солистов: Моисеева — Мершин, Меньшикова — Стариков, Билаш — Четвериков.

3.

Выезжаем из Жуэ-Ле-Тура в 10.00. 3 часа на дорогу. Погода — почти лето.

Город Ля-Рошель расположен на берегу Бискайского залива Атлантического океана: как говорится, «следующая остановка — Америка». Отель стоит в самом центре города. Старый дом с современной пристройкой. Номера стандартные, ничего лишнего.

До театра пешком — минут 5-10 вдоль по набережной залива. Центральный вход — со стороны исторического здания, а сам  зал и сцена — в новостройке.  Современная архитектура ни капельки не противоречит старине. Сцена хорошая, широкая, но не очень глубокая. Зал на 1000 мест. Как всегда, все продано.

Погода просто изумительная: +15, солнце, ветра нет — лето да и только! Днем погуляли с Олегом Романовичем по набережной. Народ отдыхает, сидит в ресторанчиках, пьет кофе и водичку. Одна чокнутая побежала купаться. Забежала в воду — и обратно. Все-таки февраль. Представляю, как тут замечательно весной, летом и осенью.

Танцуют [Сергей ] Мершин и [Наталья] Моисеева. Как всегда, у Наташи суперкласс.

Публика вначале расположена пессимистически, почти враждебно, но как только появляются лебеди, зрители оттаивают. Гром аплодисментов, шквал оваций. Директору театра тоже понравилось, он очень доволен нашим выступлением. Вечером — по бокалу вина от театра. Потом отмечаем 33-летие супружеской пары [заведующего балетной труппой театра Виталия ] Дубровина и [артистки Пермского балета, заведующей Детской студией театра Галины] Фроловой. Немного вспоминаем наши юношеские годы и по-тихому расходимся спать.

4.

Проспал до 9.00 утра. Погода резко испортилась. Все затянуто тучами, идет мелкий- мелкий дождь — даже верхушка сторожевой башни не видна. Вечером «Лебединое озеро». Танцуют Герман Стариков и Маша Меньшикова. Красивая пара, но каждый раз волнуешься за Марию. Она как маятник: то идеально, то с небольшими помарками — нет стабильности, особенно при исполнении фуэте. Сидишь весь потный, как будто сам на сцене танцуешь. Но в этот раз все прекрасно. В конце спектакля — опять гром аплодисментов.

5.

Сегодня погода лучше, чем вчера. Тучи есть, но дождь и туман прекратились. Сухо, пасмурно.

Никуда не пошел, весь день провожу за ноутбуком. Готовлюсь к встрече с Грубершами. Накидываю вопросы к сестричкам, плюсы и минусы тура. Плюсов, конечно, больше. Самый главный минус — это стоимость контракта. Если они согласятся на наши условия, то будем ездить и дальше, если нет — придется лавочку закрывать. Я все понимаю: политика, PR театра, раскрутка Пермского региона, география для балета. Но надо же когда-то и об экономике подумать. Гастроли должны быть прибыльными, хотя бы на чуть-чуть. Об этом я говорил еще 10 лет назад, говорю и сейчас.

…Пишу уже вечером, после встречи с Беатрис. Разговор был опять длинный и нудный. Точь-в-точь как год назад, слово в слово. Разговаривали часа два, но переговоры так ничего и не дали. Беатрис сидела вся надутая и обиженная, словно это мы виноваты в том, что в Европе кризис. Как будто Россия живет лучше, чем Франция. Все равно надо отстаивать свои интересы. Хотя будет очень жаль потерять этих милых скупердяек. Как-никак гастроли организованы великолепно. Труппа хотела бы, чтобы такие поездки продолжались и в следующие годы.

6.

Сегодня последний день гастролей и два спектакля. Артисты устали, но по глазам видно, что грустят: не очень хотят обратно в снега.

Дневной спектакль танцуют Маша Меньшикова и Ростислав Десницкий. В конце спектакля весь зал встает. Занавес открывают пять раз.

Последний спектакль, как и положено, танцуют Наталья Моисеева и Сергей Мершин — без проблем, все красиво и без запинок. Антуан, видимо, после разговора с Беатрис, дарит солистам букеты, а всем девочкам из кордебалета по розе. Зал в восторге, даже директор театра кричит «Браво». Все уставшие, но довольные: закончились двухмесячные гастроли.

 

7.

Подъем в 2.00 ночи. Голова ни черта не соображает, спать хочется смертельно. В 3.00 выезд от гостиницы. На улице густой туман: вот она, Атлантика! Два часа назад светили звезды и на небе висел красивый месяц, а сейчас — густой туман.

Ехать в тумане довольно неприятно. Спать не могу, как-то тревожно. Минут через 40-45 туман рассеялся, и ехать стало веселее. По крайней мере, видна разметка метров за 200. Спать по-прежнему не могу, очень болит голова. Выпиваю таблетку — вроде бы, начинает отпускать.

И тут — громкий удар. Автобус бросает на отбойник. Слава богу, по касательной. Но скрежет ужасный. Все вмиг проснулись. [Водитель автобуса] Ги продолжает движение, как будто ничего не произошло. Он, видимо, задремал за рулем, затем пытался отклониться от отбойника, но было поздно. Настроение испортилось. Не хватало еще, чтобы автобус перевернулся. Надо на будущее предусмотреть и завершающие спектакли ставить в городах поближе к Парижу, а движение по ночам запретить.

В пути семь часов. Ги расстроен ужасно, и его можно понять. Последняя поездка — и такое. Успокаиваем его, хотя  сами понимаем, что еще доля секунды, и не избежать бы катастрофы. Полоса на всю длину автобуса. Видимо, мы задели за железные штуки, на которые крепятся катафоты.

В 10.00 коллектив в аэропорту Шарля де Голля. Проходим регистрацию, и опять проблема: Десницкий потерял паспорт. Звоним Ги — оказывается, паспорт выпал в автобусе. Дети, ей богу.

8.

Пишу в самолете Париж — Москва. Много мыслей по поводу этих  гастролей и следующих. На горизонте — Ирландия и, возможно, Мексика. Посадка через два часа. Попробую заснуть. Странное состояние — голова как в тумане. Все понимаешь, а делать ничего не можешь. Впереди еще два перелета.


Оставьте комментарий